Доктор Щеглов:
«Не надо гнаться за своей юной тенью!»
*************************************
Доктор медицинских наук, профессор, ректор Института психологии и сексологии Лев Щеглов убежден, что многие проблемы пожилых – из-за того, что они привыкли видеть жизнь только в двух красках: день – ночь, старость – молодость.
А ведь ответ на вопрос, почему я не могу получить то, что хочу — не в том, что не могу. А в том, что я неправильно хочу. Хотеть надо правильно.
✍Марина Бойцова (М.Б.)- Лев Моисеевич, насколько соответствует действительности, точнее, реальному существованию пожилых людей в России название нашего проекта: «Лучшая половина жизни»?
🎤Лев Щеглов (Л.Щ.)- Вопрос философский… С одной стороны, юность, и на ее фоне уходящая красота и «уже не то» здоровье мало говорят в пользу того, что старость — это лучшая половина жизни.
Но с философской точки зрения – это совершенно иная ипостась, понять и оценить которую способен только тот, кто удачно – подчеркиваю, удачно – входит в процесс старения. В этом случае человек уже чего-то достиг, пользуется определенным уважением родных и коллег и может наслаждаться радостями жизни.
В этом возрасте человек менее зависим от страстей. Это вранье, что надо жить страстями. Они хороши, но они изнуряют и часто руководят человеком помимо его воли. Потому что ты мучился, переживал, но мало что приобрел. В старости эмоции приобретают другую окраску. Но, подчеркиваю, это все хорошо, если человек входит в процесс старения относительно здоровым и состоявшимся. В случае же неудачного старения все плохо.
При существующем сегодня безумном гимне юности ситуация со стариками ухудшается и пессимистические настроения напрямую зависят от количества прожитых лет.
✍М.Б.- Но таких если не большинство, то большинство считает себя такими…
🎤Л.Щ.- А за это скажите спасибо нашей культуре, которая все примитивизировала. У нас изначальный семантический смысл слова «старик» негативный. Старик – это что-то немощное, все радости которого сводятся к тому, чтобы поесть и сходить на горшок. А послушайте, как звучит: «святой старец»? А старики античности? А старики Кавказа? Надо быть идиотом, чтобы говорить, что старость – это хорошо. Но есть ведь и другие варианты.
✍М.Б.- Кстати, о вариантах. Та же массовая культура вовсю трендит, что и в старости возможны безумные страсти, сумасшедший секс. Тоже врет?
🎤Л.Щ.- Врет. Очевидно же, что 60-летний не может пробежать 100-метровку так же, как в 20 лет. Но вопрос надо рассматривать глубже, чем примитивно, в двух красках: день – ночь, молодость – старость. Те, кто способен распознавать еще и оттенки, это прекрасно понимает. Можно ли получать полноценные физиологические радости в 60 как в 20? Нет. Но есть ли другие качественные радости? Конечно, да!
Не надо гнаться за своей юной тенью, потому что это обречет на несчастное существование. Неправильно поставленная задача приводит к плохому решению. Это провал, это самопоедание, неврозы… Ведь ответ на вопрос, почему я не могу получить то, что хочу, не в том, что не могу. А в том, что я неправильно хочу. Хотеть надо правильно. Это вопрос отношения к жизни вообще.
✍-М.Б. Но ведь многие, особенно при наличии денег, привыкли, чтобы им все равно дали то, что они хотят. И им плевать на нюансы и оттенки.
🎤Л.Щ.- Да, но это в основном мужчины. 60-летний мужчина с молодой женщиной вызывает полу-зависть, полу-уважение: надо же, поймал дичь! А если наоборот? Дамочка в свои 60 с молодым мужчиной – либо свихнувшаяся, либо дико циничная. Но к ней точно никакого почтения нет. А мужчине позволено. И поэтому они не столько хотят, сколько вынуждены хотеть. Но при этом просят: дайте костыль, а то неудобно как-то… При этом ему это совершенно не надо, ему хорошо и комфортно дома с женой. Но что подумают коллеги, что скажут друзья, с которыми пошел в баню с проститутками, потому что бизнес требует? Хочешь – не хочешь, а хотеть должен. Это опять же стандарты нашей жизни, культуры.
✍М.Б.- Но это вы про тех, кто может себе позволить, например, визит к вам. А что же делать старичкам из соседнего подъезда?
🎤Л.Щ.- Их загнали в аптечную сеть. Им постоянно внушают, что настоящая жизнь – это не для них. Идет назойливая реклама недоступных вещей. Даже вполне любящие дети намекают: тебе же все равно нечего делать, посиди с внуками! Общество не только не помогает, а загоняет в угол: твои радости – это чудненький дом престарелых с новенькими каталками.
✍М.Б.- Страшные вещи вы говорите… А сейчас-то рецепт-то какой, доктор?
🎤Л.Щ.- Надо понимать, что мир открыт, только теперь он с другими возможностями. И можно хотеть все того же, но на своем уровне. Это должен быть переворот в сознании плюс масштабный государственный проект, способный изменить это сознание, атмосферу в обществе на существующем этапе. Нужна система, а все, что есть сейчас – это мелкие подачки. Лишняя сотня к пенсии – это тоже хорошо, но она не решает проблему.
Это ведь чушь, что у нас высокая смертность от бедности, от недоедания. А кавказские горцы что, лучше едят или пенсия у них больше? Нет, комплексная социально-психологическая обстановка другая.
✍М.Б.- Но на изменение сознания уйдут десятилетия.
🎤Л.Щ.- Пожилой возраст даже при минимальном обеспечении и организации может быть удовольствием. Должны быть цели, хобби, если хотите. Например, человек всю жизнь мечтал дочитать Достоевского. Так дочитывай! При наличии устойчивого желания появляется возможность его реализовать. Поход в музей, коллекционирование фантиков не требует много денег. Напишите свой индивидуальный сценарий жизни. Никто не может вам запретить плюнуть на всех и делать то, что тебе хочется.
✍М.Б.- К вам часто на прием приходят пожилые люди?
🎤Л.Щ.- Про мужчин я уже говорил, а вот пожилых женщин – единицы. Часто – с просьбой погасить желание. Понимаете, мужчина – герой, охотник, а женщине за 60 стыдно, неловко, смехотворно желать!
✍М.Б.- И что вы делаете?
🎤Л.Щ.- Если нет возможности исправить ситуацию с мужем, даю ей соответствующие препараты. Это же душевное здоровье человека…
✍М.Б.- Правдива ли пословица про беса в ребре, когда борода седая?
🎤Л.Щ.- А подумайте, откуда пословица? Из реальности, из отношения к мужчине и женщине. У него борода седая, внуки подросли, а он на Марь Ивану поглядывает. То есть это резкое ответное взбрыкивание протеста против того, что предлагает массовая культура. Поймите, нет четких параллелей: сначала шли по одной колее, потом – только по другой.
Седина вполне может уживаться с бесом, а не быть ему противопоставлением. Хочешь быть счастливым – будь им".
27.09.2014